Клин online - информационный портал
Справочник Афиша Кинотеатр Люксор Клин Новости Для гостей Контакты Услуги и цены Работа Объявления Регистрация
Усадьбы
Клинский период жизни и творчества Веры Мухиной в д. Борисово
Усадьба Высокое

Клинский период жизни и творчества Веры Мухиной в д. Борисово

Расположение: Московская область, Клинский район, д. Борисово
(к 120-летию со дня рождения)
Выдающийся скульптор, народный художник СССР с мировым именем Вера Игнатьева Мухина (1889-1953) является творцом многих монументальных работ. Большая часть из них создавалась в Москве, которую она очень любила, и где в основном прошла ее жизнь.
Клинчанам особенно дорога память о В. И. Мухиной, ибо ее жизнь и творчество тесно связаны с клинским краем – деревней Борисово. Ее мужем был уроженец д. Борисово, известный врач – Алексей Андреевич Замков – крестьянский сын, который благодаря стремлению к знаниям, трудолюбию и природной одаренности, получил высшее медицинское образование и всего себя отдал науке, служению людям. Медицина стала его призванием и делом жизни. Знакомство Мухиной и Замкова произошло в 1914 г. в одном из московских госпиталей, а в 1918 г. они стали мужем и женой. Брак их был на редкость счастливым, и огромное чувство любви друг к другу они пронесли через всю свою жизнь. В Борисове Мухина, скорее всего, появилась летом 1918 г. перед свадьбой, так как Замков должен был познакомить ее со своими родителями и многочисленной родней. В период с 1919 по 1929 год каждое лето семья проводила в Борисове, поскольку Замков отказывался ехать куда бы то ни было, кроме родной деревни. После смерти матери, Марфы Осиповны, в 1925 году воспитывал младшего брата Сергея, взял его в Москву, выучил, дал образование (он стал архитектором, а в 1941 году погиб в битве под Москвой). А. А. Замков обладал высокими душевными качествами, прежде всего, добротой. Он оказал большое влияние на характер В. И. Мухиной, уважал ее художественный дар и дал ей свободу заниматься искусством.
Памятник «Революция» для Клина 1919 год запомнился В. И. Мухиной, как время непрерывных творческих исканий. В Москве проходили конкурсы на памятники деятелям революции. В это время Мухина вступает в художественно-производственный коллектив «Монолит» по реализации Ленинского плана монументальной пропаганды. В составе этого коллектива она создает проект памятника «Революция» для города Клин, за который была удостоена первой премии. Исполненная ею женская фигура, готовая поднять молот для удара, оказалась очень внушительной и выразительной – сказалась школа учителя Мухиной французского скульптора Бурделя. Вера Игнатьевна хотела видеть свою скульптуру красочной декоративной. Она мечтала сделать ее из черного чугуна, на голову надеть красную фригийскую шапочку. Черное и красное – нарядное сочетание, к тому же красный цвет – цвет революции. Летом поехали в Борисово. По дороге осмотрели Клин – город Чайковского. На Советской площади Мухина ясно «увидела» свой памятник, воздвигнутый на высоком постаменте из серого гранита. Однако дальше проекта и эскиза дело не пошло. В 1954 г. с экземпляра в гипсе 1919 г. был сделан бронзовый отлив высотой в 24 см, находящийся сегодня в Государственном Русском музее (Г.Р.М.). Кто знает, может быть наступит время, когда памятник, о котором мечтала В. И. Мухина, будет установлен в Клину.

Работа в Борисове над «Крестьянкой».

В честь 10-летия Октябрьской революции в Москве готовится юбилейная выставка (1927 г.). Летом в Борисове Мухина работает над созданием своей знаменитой скульптуры «Крестьянка», которая вошла в золотой фонд советского искусства, завоевала первую премию. Муж активно помогает. А. А. Замков купил два сруба, соединил их, настлал полы, на крыше укрепил парниковые рамы. «Устроил эту мастерскую, — вспоминала В. И. Мухина, — на огороде. Замечательно, уютно, яблони, груши. Привезли глину, устроили станок. Каркас в «бабе» простой, стоит она без движения. Поза родилась просто – так бабы стоят у колодца и судачат. Моя баба твердо стоит на земле, незыбленно, как вколочена». Скульптура сделана без натуры, руки Мухина вылепила с А. А. Замкова, ноги — с одной бабенки, лицо – придумала. Работала Мухина все лето с утра до вечера. К августу почти 2-х метровая статуя была закончена. Бывший учитель Мухиной – Машков, увидев скульптуру, воскликнул: «Молодец, Мухина. Твоя баба родит, стоя, и не крякнет!» За первое место на выставке Вера Игнатьевна получила премию – 1000 рублей и творческую командировку в Париж на 3 месяца. В 1934 году «Крестьянка» экспонировалась на 19-й Международной выставке в Венеции и была продана в музей Триеста. Для Третьяковки был проведен второй бронзовый отлив, а первый после окончания выставки в 1946 году перешел в собственность Ватиканского музея в Риме.

Портрет сына и другие работы.

Одновременно с «Крестьянкой» Мухина лепит портрет сына – Всеволода. Когда ему было 4 года, он сильно расшибся, упав с ж/д насыпи в Борисове. Травма вызвала туберкулезное воспаление. Консилиум врачей-педиатров приговорил мальчика к смерти. Не верил в это только Замков, лечил сына сам. Решился даже на операцию, в которой было более 90% риска. Полтора года сын был в гипсе, который сменили костыли. Только благодаря усилиям отца и матери, Всеволод постепенно бросает костыли, поправляется, наливается силой. Ему уже 7 лет. Портрет сына Мухина лепит в полный рост, этюд достоверно точен, почти документален. Деревенский Борисовский воздух, здоровая атмосфера среди родных и близких людей, сделали свое дело. Мальчик здоров. Таким и создает его (голышом) скульптор-мать, не скрывая, что одна нога у него короче другой после операции. В Клинский период (1919-1929 гг.) по воспоминаниям В. А. Замкова В. И. Мухина делает первый рисунок «Икара» — крылатой мужской фигуры с вывернутыми поверженными крыльями. Пластическая тема крыльев проходит через все творчество Мухиной: «Икар», памятник Собинову, голубь на статуе волгоградского планетария.
К Клинскому периоду относятся скульптуры: «Ветер», «Юлия» и скульптурный портрет П. И. Чайковского, выполненный В. И. Мухиной в 1929 году по просьбе первого директора музея П. И. Чайковского Н. Т. Жогина.

Портреты близких людей. Преподавание

После «Крестьянки» Мухина решила передохнуть от больших вещей и занялась портретами. Она обращается к тем людям, которых хорошо знает, с кем постоянно общается. Лепит свекра Андрея Кирилловича Замкова, портреты А. А. Замковой, Матрены Левиной, друзей и знакомых мужа А. А. Замкова.
Конец 20-х годов – самое счастливое время В. И. Мухиной. Жизнь идет размеренно. Своим чередом: летом – в Борисове, зимой – в Москве.

Последний год В. И. Мухиной. Завещание

Болезнь сердца надолго укладывает Мухину на больничную койку. Она лечилась в Боткинской и Кремлевской больницах. Тяжелейшие приступы не покидали ее. И все же последние мысли полны тревоги за искусство, которое было ее жизнью и с которым она ушла в небытие и в бессмертие. Это случилось 6 октября 1953 г.
Письмо-завещание В. И. Мухиной актуально и сегодня. До сих пор не установлен в Москве памятник-символ советского искусства «Рабочий и колхозница», снятый для реставрации в 2003 году.

В Клину и Борисове нет памятника Великому скульптору, нет улицы ее имени. А мемориальная доска, установленная в Борисове на доме Замковых 20 лет тому назад, посвящена только Мухиной. О ее муже – докторе Замкове – ни слова.
Хотелось бы видеть в Клину памятник В. И. Мухиной «Революция», эскиз которого она сделала специально для г. Клина.

И. Папулова
Проезд: Автобус от Клина №32 Талицы – Клин – Папивино, 5 км от Клина
Нравится
Яндекс.Погода
Анонсы
Открылся кибермаркет Юлмарт. Получите промо код!
Клин онлайн: свидетельство
о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-49497
(выдано: Роскомнадзор)
2006-2014 ©  Умные сети
Сегодня: 24.11.2014
   
Использование материалов возможно только с письменного разрешения администрации портала.