Справочник | Афиша | Новости | Контакты | Объявления | Регистрация |
![]() |
![]() |
![]() | |||||||
|
В Государственном Доме-Музее П. И. Чайковского в г. Клин открылась выставка «ВОЙНА И МИР» ТОЛСТОГО - ЧАЙКОВСКОГО – ПРОКОФЬЕВА» К 200- летию победы России в Отечественной войне 1812 года
Этой значимой победе посвящена выставка, открывшаяся в октябре в Государственном Доме-музее П.И.Чайковского. Этот проект объединил три музея: Государственный Дом-музей П.И.Чайковского, который предоставил для выставки экспонаты из своих коллекций - рукописи, документы, книги из библиотеки Чайковского, его семьи, фотографии; Государственный музей А.С. Пушкина, из собрания которого на выставке представлена коллекция эстампов, изданных в Париже, Мюнхене и Лондоне и выполненных европейскими художниками и гравёрами первой половины XIX века, свидетелями и участниками событий наполеоновского похода в Россию; третий участник проекта - музей Государственного Академического Большого театра России. Из его коллекции - театральные костюмы, детали реквизита двух постановок оперы С.С.Прокофьева «Война и мир» 1959 и 2005 годов, фотографии спектакля 2005 года.
Спустя полвека после Отечественной войны 1812 года, 35-летний Л. Н. Толстой, вернувшийся с Крымской войны, где участвовал в героической обороне Севастополя, в течение семи лет создает грандиозный роман-эпопею, описывая события всех войн России против Наполеона: и 1805 года, и Отечественной 1812 года. Героями романа Толстого стали все участники исторических событий: от императоров и королей до рядового солдата и простого крестьянина. Младший современник писателя П. И. Чайковский, без сомнения, знал «Войну и мир» Толстого со времени первой журнальной публикации романа в 1863-1865 годах. Он воспринимал роман как абсолютно реальную жизнь, разделял и толстовское понимание войны 1812 года. Через двадцать почти лет драматургию своей Торжественной увертюры «1812 год», заказанной ему к освящению в Москве храма Христа-Спасителя, он выстроил в духе толстовской исторической концепции и понимания им событий 1812 года. В качестве музыкальных образов-символов композитор использовал в своем произведении: молитву «Спаси, Господи, люди твоя…», русскую народную песню «У ворот, ворот», гимн России «Боже, Царя храни» и французскую «Марсельезу», с 1871 года ставшую гимном Франции.
Так события 1812 года вдохновили трёх величайших русских художников, живших в разные временные отрезки и эпохи, на создание произведений, отразивших, прежде всего, дух великого народа-победителя, о котором Л.Толстой писал: «…Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться ещё ярче в эпоху неудач и поражений…»
|
![]()
|